Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что лицензирование является одним из публично-правовых средств обеспечения эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности. В научных исследованиях прямо указывается, что лицензирование - это средство регулирования рыночных отношений. В Гражданском кодексе РФ о лицензировании говорится лишь применительно к юридическим лицам в ст. 49 ГК РФ. Взаимодействие публично-правовых средств и частноправовых средств представляет особый пласт механизма гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с лицензированием предпринимательской деятельности.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие лицензирование предпринимательской деятельности, практика их применения, а так же научная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение лицензирования предпринимательской деятельности.
Задачами работы ставится:
- изучить правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности;
- рассмотреть практические аспекты лицензирования предпринимательской деятельности;
- проанализировать лицензирование предпринимательской деятельность в сфере образования;
- выявить проблемные аспекты лицензирования предпринимательской деятельности в сфере медицинской деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности
1.1. Правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности
Для занятия определенными видами деятельности юридическое лицо должно иметь лицензию либо членство в саморегулируемой организации или выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ. Так, в абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК были внесены изменения, согласно которым в случаях, установленных законом, отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Соответственно, правоспособность и дееспособность возникают с момента выполнения указанных требований. Саморегулирование в литературе определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности.
Самому лицензированию посвящен специальный закон - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензия по своему существу - это разрешение на определенный вид деятельности. Разрешение выдается органом публичной власти. Само определение предполагает то, что в выдаче лицензии может быть отказано. Процесс выдачи лицензий по своей сути - это процесс контроля деятельности субъекта предпринимательской деятельности, который неизбежным образом негативно сказывается на эффективности и результативности осуществления предпринимательской деятельности вообще. Поэтому само по себе правовое регулирование лицензирования для его эффективности должно быть таково, чтобы не приводило к невозможности достижения целей производственной предпринимательской деятельности.
Закон о лицензировании содержит указание на цели лицензирования. Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о лицензировании, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Перечисленные цели лицензирования установлены в отношении неопределенного круга лиц и совпадают с приоритетными направлениями государственной политики, в то же время они не совпадают с целью производственной и предпринимательской деятельности - ростом экономики. Поэтому возникновение противоречий в правовом регулировании неизбежно, равно как и снижение эффективности правового регулирования лицензируемых видов предпринимательской деятельности.
За счет большого количества контрольных мероприятий, проводимых в целях, указанных в законе о лицензировании, на практике происходит регулирование экономики при помощи штрафов, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, поскольку почти каждое контрольное мероприятие, предметом которого является соблюдение лицензионных требований и условий, приводит к констатации о нарушениях, что ведет к наложению административных штрафов. Такая практика не может быть признана эффективной. В этой связи лицензирование теряет свою эффективность в целом.
Еще одним недостатком лицензирования является избирательный подход к нему. Некоторые виды деятельности лицензируются не в соответствии с Законом о лицензировании, что предусмотрено в его ч. 2 ст. 1. В то же время для осуществления других видов деятельности также требуется получение лицензий. Разноплановый подход к лицензированию неизбежно приводит к сложностям административных процедур, связанных с получением лицензий. Институт лицензирования оказывается разобщенным, громоздким и в связи с этим неэффективным.
Далеко не всегда лицензирование того или иного вида деятельности вызвано наличием и необходимостью охраны публичного интереса. Доходность реального сектора экономики - это один из показателей эффективного правового регулирования данной отрасли. Такая отрасль, напротив, должна становиться примером для других отраслей, правовое регулирование которых неэффективно.
1.2. Практические аспекты лицензирования предприниматеьской деятельности
Лицензирование является одним из видов административно-процедурной деятельности органов исполнительной власти и занимает значительный объем в механизме государственного регулирования и управления.
Оно обладает некоторыми специфическими чертами и особенностями, которые придают ему своеобразие и уникальность.
В лицензионном производстве присутствует публично-правовой интерес, реализуются задачи, внутренние функции государства, органов государственной власти, происходит сочетание публичных и частных интересов.
Лицензирование имеет особую организацию деятельности, урегулированную законодательством Российской Федерации. Преобладающая часть видов деятельности лицензируется по правилам, установленным Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Также применяются процессуальные положения, установленные, ввиду того что Закон N 99-ФЗ не распространяется на отношения по лицензированию некоторых видов деятельности.
Уточняющие процессуальные правила содержатся в Постановлениях Правительства РФ по отдельным видам деятельности: от 6 июля 2012 г. N 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»; от 26 декабря 2011 г. N 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» и проч.
Правовой основой для осуществления процедуры лицензирования определенных видов деятельности со стороны органов исполнительной
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
5. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
7. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
10. Постановление Правительства РФ от 06.07.2012 N 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2012, N 29, ст. 4116.
11. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2012, N 1, ст. 169.
12. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. 2012. N 2. Ст. 298.
13. Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») // Собрание законодательства РФ, 04.11.2013, N 44, ст. 5764.
14. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2012, N 41, ст. 5628.
15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2012, N 17, ст. 1965.
16. Приказ Минздрава России от 07.06.2019 N 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. N 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 6, 08.02.2016.
18. Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 902н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» // Российская газета, спецвыпуск, N 78/1, 11.04.2013.
19. Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2014 г. N 4а-778/14 по делу N 5-226/14 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 февраля 2018 г. N Ф03-5350/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2014 г. по делу N А60-15308/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма, 2016. С. 583 - 585.
23. Алехин А.П., Кармолицкий А.Н., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
24. Герасимов О.А. Лицензирование и саморегулирование предпринимательской деятельности как средство обеспечения эффективности правового регулирования реального сектора экономики // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. N 2. С. 22.
25. Глушко Е. Правовое регулирование лицензирования // Закон. 2001. N 10.
26. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 399.
27. Мельничук Г.В. Лицензирование как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и США: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 224 с. С. 6.
28. Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем: вопросы и ответы // Вестник Росздравнадзора. 2015. N 1. С. 28.
29. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. С.Э. Жилинского. М., 2006. С. 198.
30. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности / Под ред. И.В. Ершовой. М. С. 12.
31. Стандзонь Л.В. Вопросы теории и практики лицензирования как разновидности административного процесса // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 11. С. 35.
32. Старчиков М.Ю. Юридически значимые медицинские документы, нормативные положения, типовые формы и судебная практика. М., 2018. С. 51.
33. Шеметова О.Ю. Проблемы процедуры лицензирования медицинской деятельности // Молодой ученый. 2019. N 3. С. 303 – 306.